Календарь
Просмотр новостей по дате
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Один день сельского учителя

Я проработал учителем достаточно, чтобы вспомнить как проходит обычный день обычного учителя. Про позитивно-ностальгические моменты работы я уже вспоминал ранее, а сейчас о грустном...

Когда я сам ещё учился в школе работа учителя представлялась мне лёгкой и безоблачной. Казалось бы: открывай учебник и диктуй! А то, что не все (и слава богу) учителя читают с учебника, это я списывал на их педагогический опыт. Да и занятость у них небольшая, особенно у предметников: пришёл, провел с десяток уроков в неделю – и гуляй!

Но с первого же дня первой же учебной практики я увидел из чего у нас состоит учительская занятость и почему учителя засиживаются порой до глубокой ночи в своих кабинетах. Наиболее удивительным оказалось, что бОльшую часть рабочего дня учителя занимает заполнение и составление бумаг! Бумажная лавина захлёстывает учителя и сам он является её частью, множа эту неразбериху. Самый большой объём у бумаг повседневных: журналов, дневников, календарей и записных книг. Самый маленький у ежегодных: журнала по технике безопасности, инвентаризации, приёмки кабинета. Работу педагога регламентирует ворох бумаг от различных министерств и ведомств: от здравоохранения и образования, до трудового и пенсионного. Все эти рекомендательные письма, инструкции и программы учитель обязан знать назубок. И вроде всё верно – СанПиН – это святое!

Эти же ведомства ежегодно, ежеквартально, ежемесячно и еженедельно требуют отчёты – зубную всех учителей. Сколько, где, кого, почему, в двух, трёх и сотне экземпляров в обязательном порядке от простого учителя до директора школы! Вы что, а вдруг кто-то посмеет учить не так или не тому, да ещё чего-то не зная!

Про аттестацию отдельный разговор, скажу только что по объёму работы, бумаг и денег эта вещь пострашнее, чем «Фауст» Гётте. Кроме того, учитель должен и сам вносить свой вклад в бюрократию. Конспекты уроков, тематические планы, методические разработки, статьи и публикации – необходимая часть любого учительского портфеля.
Мой рабочий день учителя информатики начинается в шесть часов утра. Нет, конечно, если бы я жил в том же селе, где преподаю, я мог бы вставать и попозже. Но живу-то я в городе, поэтому приходится вставать пораньше, чтобы к половине девятого утра успеть к первому уроку.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Кого нет в классе? Открываем тетрадочки, записываем число, «Классная работа», - с этих слов я начинаю каждый урок. И никогда ещё не было так, чтобы весь класс оказался готов к занятию.
-Алексей Юрьевич, у меня ручки нет! – канючит восьмиклассник Андрей с задних рядов.
-Андрей у тебя пятый урок подряд нет ручки. Хочешь я тебе её подарю? Или заведу здесь склад запасных ручек и тетрадок. Вот и Нина Дягилева наверняка опять без тетрадки сидит. Верно?
-Ну подумаешь, один раз тетрадку забыла… - недовольно бурчит Нина, отворачиваясь от улыбающихся лиц одноклассников. А тем лишь бы посмеяться – любой повод сгодится, чтобы ещё хоть на пару минут растянуть начало первого урока.

Начинаю беглый опрос. В принципе я уже прекрасно знаю кто готовился к уроку, а кто до полуночи гулял с друзьями и подругами по селу. Вот Оля Данилова может легко ответить на любой вопрос, даже если по учебнику она его ещё знать не может, а всё потому что учёба для неё важнее ночных прогулок. Она поставила себе целью поступить в престижный вуз и я готов поспорить на что угодно, что у неё это получится. Но в классе ей скучно, да это и понятно с такими-то одноклассницами как Нина! Кстати, о Нине…

-Ниночка, очень тебя прошу, встань и расскажи нам что же такое Microsoft Word? – как можно более спокойно говорю я.
Нина отворачивается от говорливой подруги и смотрит на меня удивительно пустыми и непонимающими глазами.
-Пожалуйста, Дягилева, встань и расскажи, что ты знаешь о такой компьютерной программе как Word – добавляю я металла в голос.
-Нууу…-тянет она оглядываясь в ожидании подсказки, – это такая программа…которая…которая…

Меня начинает злить это наплевательское отношение к моему предмету. Три урока подряд я начинал с того, что пересказывал одно и то же определение, в надежде что она все-таки его выучит. Не вышло. Впрочем, дело не только в определении, уверен на все сто процентов, что она и запустить эту программу не может, хотя мы уже четыре урока занимаемся по этой теме.

-Садись Нина, два. Если к следующему уроку выучишь хотя бы два первых абзаца из учебника в этой теме – готов тебе даже четыре поставить.
Нина охотно кивает, хотя видно, что учить она ничего не будет, она и учебник-то в библиотеке не брала.

Сегодня теоретическое занятие. Это значит что за компьютеры мы сегодня не сядем и весь урок ученики проведут за тетрадкой или у доски. А за окном солнце, футбол и песни. И я отчетливо понимаю, что привлечь внимание будет очень тяжело, но поскольку тема важная все таки стараюсь объяснить ее проще и понятнее чем в учебнике...

Половина урока уже прошла, а тема впереди не маленькая. Значит придётся больше писать и меньше объяснять. Однако к звонку закончить тему все равно не успеваем. Едва ученики получают под запись домашнее задание, как в кабинет уже забегают ребята из следующего по расписанию класса. Кинув портфели на парты они вихрем уносятся прочь едва не сбив по пути чинно рассаживающихся девочек.
- Здравствуйте Алексей Юрьевич – здороваются те, подходя к моему столу, - Слушайте, помогите пожалуйста, тут у меня такая проблема…

Охотно соглашаюсь объяснить как записать тот или иной диск или установить программу, прекрасно понимая, что девочки это все и так знают, а подошли ко мне, просто чтобы поболтать. Молодой учитель, к тому же мужчина, всегда привлекает внимание. Однако очень важно сразу провести строгую черту: я - учитель, ты - ученик. Так что отвечаю им сухо и только по теме.

Рабочий день учителя обычно пролетает незаметно. Урок проходит одной сплошной трудной нитью, за ним вспыхивают мелкие блестки перемен и после обеда неожиданно наступает кратковременное затишье. Я эту паузу использую всегда для заполнения журналов. Вообще-то я их должен заполнять на уроке и перемене, но разве тут можно успеть? Поэтому на самом уроке записываю все в черновик, и лишь на переменах открываю журнал. Аккуратно вписываю в графы пятерки и четверки, перемежая их постыдными тройками. В моей записной есть и двойки, но ставить их в журнал пока не стоит – двойки «условные» и возможно, что их ещё отработают. Кстати, сегодня надо уже предварительные оценки за четверть выставить – скоро уже каникулы. Иду к завучу.

-Ирина Владимировна, у Дягилевой и ещё у троих за четверть выходит двойка – говорю я склонившейся над журналами преподавательнице. Впрочем, ответ мне уже и так ясен – не первый день я в школе. Одно из главных негласных учительских правил – двойка ученику это признание учителем своей несостоятельности. Ученики это правило давно уже поняли и многие этим пользуются, зная что двойку за четверть все равно никто не поставит и из школы не выгонит - «не те времена». Впрочем, теперь, с наступлением «эры ЕГЭ» даже самые ленивые школьники наконец начали понимать, что оценки не заменят знаний.

Естественно, завуч предлагает мне пойти обратно в кабинет и подумать – может быть еще можно как-то вытянуть нерадивых учеников. Двойка за четверть – пятно на школе. За это даже директора школы могут лишить премии, пригласить «на разговор» к вышестоящему начальству или разругать на очередном областном собрании в пух и прах. Причем в управлении образования с этой тактикой стараются бороться, выявлять недобросовестных педагогов наказывать их. Но педагоги стоят стеной за родную школу...

По пути в класс я захожу к нашему бухгалтеру, за расчетным листком. Пунктов в нем много: оплата за заведование кабинетом, доплата за вредность, месячная материальная помощь, кружковая работа. Но общая сумма не впечатляет – 2800 рублей. Из них удерживается 800.
-Ничего, это временно. Вот лет пять-десять проработаешь – набегут надбавки. Может тысяч десять получать будешь, - утешает меня бухгалтер.

Вернувшись в кабинет я обнаруживаю там всех четырех «должников». Все они пришли «отрабатывать» тройки, хотя учебников на партах как не было – так и нет. Зачем, если дядя учитель все равно поставит тройку! Примерно так и отвечает Нина скучающим голосом, когда я спрашиваю готовы ли они отвечать по теме. Такой наглости я не ожидал, поэтому даже не нашелся что ответить. Впрочем и вариантов у учителя в таком случае немного. Учитель может в ответ на грубость отвести ученика к директору, вызвать родителей или поставить двойку. Все эти варианты означали для меня одно – что доказывать свою правоту придется и директору и озлобленным на педагога родителям. И не всякий учитель может доказать что он прав, что ученик не заслуживает даже тройки. Поэтому я выбираю четвертый путь: сажусь за стол и начинаю писать заявление об увольнении. Работа у учителя не только трудная – она зачастую еще и неблагодарная. А это выдержать особенно тяжело.

Автор публикации - Алексей Деменко.

Текст ранее был опубликован на сайте Кавиком.ру.

 

 

0 комментариев / 2465 просмотров
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Ваше имя:


Сообщение: