Календарь
Просмотр новостей по дате
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Интервью с ...
5 июля 2009, Журналистика

Еще год назад, 17 января 2008 года, в прямом эфире радиостанции «Европа Плюс. Старый Оскол» прошел очередной выпуск передачи «Мастер-класс». Благодаря «Дню прессы» он был посвящен старооскольской журналистике, ее закулисным тайнам и интересностям. Вопросы рождались прямо на месте, что придавало беседе особую откровенность. Облагороженный и сокращенный вариант расшифровки этого интервью я и предоставляю вашему вниманию. Ранее это не публиковалось.


Осторожно: в тексте присутствует юмор и ирония!

Ведущий – ди-джей радиостанции «Европа Плюс. Старый Оскол» Алекс Бэлл.

Гость в студии – корреспондент газеты «Старооскольский курьер» Алексей Деменко.


- Что такое журналистика, по крайней мере для тебя?

- Для меня журналистика это, в первую очередь, работа, которая позволяет зарабатывать деньги. Это мой хлеб и это моя жизнь. Именно ей я посвящаю большую часть дня.

 

- Все таки, помимо хлеба, ради чего ты пошел в журналистику? Для кого-то это возможность покататься по свету, увидеть хороших людей, халява... А для тебя?

- Всегда было очень приятно, если людям интересно мое мнение. Мне хотелось о чем-то рассказывать, делиться своими мыслями, историями. И когда я узнал что за это еще и платят...

 

- В понимании некоторых юзеров есть три категории журналистов:

1. Хочет бесплатно ходить на концерты и закрытые вечеринки, куда обычных смертных не пускают, кушать и выпивать на всяческих авто-пати за счет «звездулек»;

2. Хочет стать знаменитым, чтоб все автографы просили и в метро пялились;

3. Хочет всю жизнь писать о «пользе партии», пропагандировать свободу слова.

Ты к какой категории из трех относишь себя?

- Скорее всего ко всем трем сразу. Хотя тут есть и невидимая часть айсберга. С одной стороны, конечно, интересно и здорово, когда попадаешь без какого-то билета на концерт звезды. А с другой – не все понимают, что домой ты порой приходишь потом в два часа ночи, садишься и пишешь об этом концерте отчет и через день сдаешь его в печать, чтобы и другие побывали.

 

- Бывают «форс-мажоры» когда надо не через день, а через полчаса?

- Бывает, что и на концерте в стороночке «на коленке» пишешь. Бывает всякое.

 

- А потом к корректору...

- Да. А потом еще после выхода статьи получаешь критику за какую-нибудь очепятку, допущенную в спешке. У нас (да и у других СМИ) читатели такие интересные: когда есть ошибка или неточность (даже не особо важная), они обязательно позвонят и расскажут в хороших выражениях о ней и о нашем профессионализме. Никаких поблажек и сносок на обстоятельства не допускается. А когда статья блестящая – значит, так и надо. Никто не позвонит, спасибо не скажет.

 

- Поговорим о продукте конечном. Итак, журналистские статьи это, прежде всего, «грамотно, увлекательно и доступно изложенная информация». Попробуем разобраться с этим понятием и с каждым словом отдельно. К примеру что значит «грамотно»?

- Согласно нормам русского литературного языка.

 

- «увлекательно»?

- Так, чтобы читатель не захотел сразу после прочтения первой строчки статьи взять и выкинуть газету к чертовой матери.

 

- И как этого добиться?

- Ты знаешь, тут приходится как-то самому в это вживаться, думать: что меня самого могло бы зацепить и заставить читать дальше? Самое сложное - это выбрать название и первые слова. Остальное, обычно, идет по накатанной.

 

- Ладно. Следующие слова - «доступно изложенная информация»...

- Ну, вот допустим ты пишешь про что-то сложное, например про электромобили. А ведь далеко не все люди в них разбираются. Поэтому надо объяснить так, чтобы человек, который в жизни на машинах не катался, прочитал и понял о чем идет речь, в чем выгода и в чем минусы.

 

- Какое нибудь из подобных выражений таких статей помнишь? Жестокое, чтоб сразу не поймешь.

- «Жестоким» было недавнее интервью с Будянским, замечательным нашим футболистом, когда у него была такая замечательная фраза, что мол «меня продали на два года в такой-то клуб, а моего друга взяли в аренду туда же на три». И я вот сидел и думал - что делать с этой фразой? Потому что если поставить ее в таком виде, то меня далеко не все могли бы правильно понять.

 

- И как переделал?

- Что-то в этом роде, что «я пошел играть в тот клуб, а мой друг по договору – в тот».

 

- Если вас увлекают примеры великих публицистов прошлого и настоящего – делайте скидку на то, что вам, скорее всего, придется заниматься совершено другими делами – спрос на Белинских нынче невелик. Нужны, в основном, специалисты другого профиля. Наибольшей популярностью пользуются юные следопыты, которые готовы добывать для своего издания сенсации и раскапывать глубоко зарытые тайны. Спросим нашего гостя, так ли это?

- На самом деле «тайны» зарыты неглубоко, было бы только желание и старание. Как правило, просто нужно очень много бегать, очень много сидеть, очень много писать...

 

- «Если сенсации не получилось, то нужно ее изобрести. Таких профессионалов называют разгребателями грязи, и они всегда найдут применение своему «таланту»»

- Ты знаешь, такое часто встречается особенно в некоторых старооскольских, небольшого формата, изданиях. Ну, что сказать... Если других новостей нет – они их выдумывают. Очень забавно читать, плюсов то изданию это не прибавляет.

 

- Понятно. У тебя был какой-то свой интересный случай, когда ты пытался достать эксклюзивную информацию?

- Таких случаев, конечно, много. Из интересностей со звездами могу один рассказать. Приезжал к нам в город Вячеслав Бутусов со своей группой «Ю-Питер». И был там Юрий Каспарян - бывший гитарист группы «Кино». Так получилось, что мы с ним едва ли не подрались, когда я неоднократно пытался получить «доступ к Бутусову». Он мне один раз популярно объяснил, что сюда журналистам вход запрещен, потом второй - в середине концерта. А когда уже в третий раз он меня увидел, вытаскивая колонку к выходу, то тут дело едва не дошло до драки. Только появление милиции заставило меня отступить подобру поздорову.

 

- Какие методы используешь, какие каналы, откуда достаешь информацию для материалов?

- Просто есть хорошие люди, которые работают в разных организациях. Есть сотовые телефоны этих людей. Иногда они мне сами звонят, иногда я им. Вот так и получаю нужную и редкую информацию. Потом надо найти официальные источники, которые бы ее подтвердили. Далее дополняю деталями, фактами, статистикой и в печать. Это если упрощенно. А так - лучше Карэла Чапека о том, как делается газета еще никто не писал...

Кстати, есть у нас рубрика «Журналист меняет профессию», когда на один день «примеряешь на себя» чужую работу. И вот у меня недавно знакомый спрашивал: кем я все таки работаю? - «Вчера я тебя видел, как ты в санитарном халате из «скорой» носилки доставал, на прошлой неделе - с милицией каких-то пьяных задерживал. На позапрошлой неделе ты двор подметал в жилете дворника. В интернете твои фото в костюме Деда Мороза и с гаишной палочкой. Ты кем работаешь то???»

 

- Является ли журналистика решением каких-то проблем или она должна только их освещать?

- Если первая роль журналистики это освещать темы, рассказывать, давать ту информацию, которая полезна, то вторая – решать какие-то проблемы, с которыми человек сам справиться не может. Но проблемы тоже разные бывают. Одно дело когда у человека из-за какого-то дурацкого постановления не хватает возможности справку получить, семью прокормить или еще что-то. А другое, когда какая-нибудь беспокойная бабушка, дай бог ей здоровья, по каждому поводу, когда свет выключают или воду после аварии, вместо того, чтобы в ЖЭК звонить - звонит в газету. Это две разные ипостаси. И с такими звонками нам постоянно приходится сталкиваться.

 

- И никак не отражается или все таки реагируете?

- Реагируем. Пытаемся объяснить бабушке ситуацию, подсказываем телефоны ЖЭКов и аварийных служб, иногда и сами туда звоним, пытаясь выяснить причины частых отключений. А когда серьезная проблема, то и на дыбы приходится вставать и самому по лбу получать, но что поделать.

 

- Каких морально-этических норм должен придерживаться журналист? Есть ли границы его прав? Например, когда он грубо описывает смерть...

- В каком то смысле цель оправдывает средства. Вот был такой журналист Александр Невзоров, вел передачу «600 секунд» (старшее поколение вспомнит), и вот у него было как раз такое мнение: если ты хочешь РЕШИТЬ какую-то проблему – о ней надо говорить, показывать ее с самых грязных сторон, чтоб людей стошнило, чтоб они поняли, что это все уже запредельно. Но не все это понимают. С такими вещами приходится сталкиваться постоянно, например, когда пишешь о каком-то ДТП. Одни и те же случаи происходят у нас на дороге. И приходишь в больницу, разговариваешь с человеком, которому, извините за выражение, пол ноги оторвало. А обыватели говорят, что, дескать, «журналисты совсем обнаглели, ничего святого нет! Такие сволочи - у человека такая проблема, он так страдает, а вы еще приходите, нервы его трепите воспоминаниями!». Ребят, а как еще объяснить водителям, что отсутствующее детское автокресло, не пристегнутый ремень, рюмка в дорогу – могут привести к трагедии? Печатаешь фотографию, рассказываешь со всеми неприятными подробностями – дай бог человек с мозгами прочитает да задумается в следующий раз.

 

- Из позитивных моментов твоей работы, что можно отметить? А то мы как-то в негатив погрузились...

- Из позитивных отмечу то, что в этой работе встречаешься с такими людьми, которые заряжают твою жизнь, вносят в нее лучик солнца и позитива. Людей, с которыми ты, не будучи журналистом, не встретился бы никогда. Это не «звезды», это люди с которыми ты порой каждый день встречаешься по работе. Хотя их жизнь порой даже тяжелее, чем у нас, но они не опускают рук. И хочется об этом рассказать другим, поделиться..

 

- Что же нужно для того, чтобы стать журналистом? Нужно ли специальное образование?

- Я бы сказал, что оно не обязательно, но очень желательно. У меня, например, нет специального образования. И порой, какие-то стандартные моменты, которые легко решаются журналистами с дипломом, меня могут поставить в тупик. Например, есть разделение статей на несколько типов: репортажные, интервью, ну и так далее. И когда мне дает редактор задание, употребляя термины (столько-то строк, такой-то жанр) или говорит о каких-то недостатках в материале - я сижу порой и думаю: а о чем речь собственно???

 

- А со студенческими работами приходилось возиться?

- Наше издание, как правило, работает со студентами уже имеющими опыт и набившими руку. Сколько раз мне самому приходилось править студенческие работы и могу сказать, что это используется как некое наказание. Я тысячу раз подходил и просил – давайте я сам напишу с нуля и его фамилией подпишу, только не это! И слава богу что бОльшая часть тех, кто заканчивает факультет журналистики не идут работать в СМИ. Я так этому рад, честное слово. А те люди, которые работают в журналистике и не имеют специального образования тоже порой бывают хорошими журналистами. Так что образование не главное, главное - наличие таланта и желания. Если их нет - никакое образование не поможет.

 

- Может, все дело в отношении студентов просто в отсутствии практики?

- Поймите, есть люди, у которых это в крови. У меня знакомая есть, Женя Воробьева (сейчас в Москве живет). Так вот она, будучи еще школьницей, могла найти такую тему и так ее описать, что этим материалом восторгались даже опытные журналисты. Она могла за полчаса собрать 50 человек незнакомых на улице и провести опрос. Таких умений одним дипломом не добьешься.

 

- Что бы ты пожелал нашим слушателям на прощание?

- Коллегам хочется пожелать хороших новостей, чиновникам – больше терпения в работе с нами, журналистами. А слушателям «Европы-плюс» хотелось бы пожелать быть всегда в курсе. Для этого - слушать радио и, конечно же, читать газеты.

 

- А за эфиром говорил, что хочешь пожелать «чтоб не били журналистов»...

- Да, запросто. Есть такая хорошая фраза: «Не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет». Ну, и мы тоже люди - пишем как умеем.

0 комментариев / 2057 просмотров
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Ваше имя:


Сообщение: