Календарь
Просмотр новостей по дате
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
«Это вам не парфюмерная фабрика!»
24 декабря 2011, Критика и проблемы

После серии критических материалов в СМИ о состоянии городских очистных сооружений руководство МУП «Водоканал» пошло навстречу журналистам: специально для них была устроена экскурсия по предприятию. При этом, конечно, коммунальщикам пришлось ответить и на ряд неудобных вопросов: когда очистные будут реконструировать, не от сбросов ли «Водоканала» гибнет рыба в реке Оскол, почему так обшарпано выглядят сами сооружения и правда ли, что время от времени происходят несанкционированные ночные сбросы...

 

Перед проведением экскурсии Михаил Лавский, начальник цеха очистных сооружений, провел небольшой ликбез:

- Мы принимаем в сутки около 85-90 тысяч кубометров стоков. Отмечу, что это просто продукт жизнедеятельности людей, хозяйственно-бытовые стоки. Очисткой промышленных стоков занимаются сами предприятия.


Первый этап очистки - решетки. Тут оседает крупный и плавающий мусор - тряпки, целлофан, палки, кости и многое другое. Потом в дело вступают песколовки и первичные отстойники, которые собирают осадок. Затем жидкость поступает в аэротенки - некое подобие огромного аквариума, где существуют миллионные колонии микроорганизмов. Питаемые кислородом, который им подает компрессор через аэраторы, они собирают и перерабатывают загрязнения.

 

  

Обеззараживание проводится с помощью гипохлорита натрия. А осевший осадок из отстойников прессует для обезвоживания австрийская установка фирмы «Andritz», запущенная еще в 1996 году.

 

 

 

 Таким образом мы сочетаем механическую очистку с биологической, что практически нигде не практикуется.

 

Лекцию нам читали как раз у первого здания - «решеточной». Под его стену из огромной трубы по канавкам текла мутная вонючая жижа, а у входа стояли контейнеры с выловленным мусором.

 

 

 

 - Вот, можете полюбоваться, что у нас люди отправляют в канализацию, - любезно предложила нам Надежда Татаренко, начальник управления по экологии, природопользованию и охране окружающей среды Департамента безопасности администрации Старооскольского городского округа. - Кости, тряпки, конфетные обертки, шкурки от бананов...

 

Любоваться выловленным никакого желания не было, однако держа фотоаппарат на вытянутой руке я этот контейнер сфотографировал. Для вас, дорогие читатели:

 

 

Заглянул и внутрь помещения. Стоит отметить, что выглядело оно неприглядно как снаружи, так и внутри. В таком же состоянии находились и многие посещенные нами объекты. Не выдержав, я спросил у одного из работников: а что так все тут мрачно выглядит, хоть «Сталкер-2» снимай?

 


 - Да, с непривычки выглядит жутко. Но не волнуйтесь, на качество очистки внешний вид зданий не влияет. Ведь большая часть комплекса находится под открытым небом. И оборудование работает исправно. Обратите внимание - электрика в порядке. А здания... Допустим, выделят нам несколько десятков миллионов рублей, на которые здания покроют сайдингом, вставят пластиковые окна, все побелят, покрасят и выложат пол новой плиткой. Конечно, нам, рабочим, было бы тут гораздо приятнее трудиться. Но качество очистки от этого не изменится. Пусть лучше вложат эти деньги в закупку нового оборудования!

 

Патриотизм, достойный похвал. Хотя в 90-е годы, когда работница очистных выловила на решетках кучу долларовых бумажек, она себе мебель в квартиру купила, а не новую железку для родного предприятия. Впрочем, ее можно понять.

 

 

 

Всю систему очистки мы осмотрели примерно за полчаса. Я для себя отметил, что эти места очень полюбили собаки, кошки и, особенно, птицы. Видимо, казавшийся нам отвратительным запах (и как там люди целый день работают?!) их привлекает.

 

 

Дойдя до заключительного этапа очистки: вторичных отстойников - журналисты пристали с вопросами к начальнику цеха: почему там вода такая черная, вы же говорили, что она будет чистая!

- Да она чистая, это просто стенки камеры черные! - оправдывался тот. Журналисты не поверили. Пришлось Михаилу Лавскому самому слазить в камеру и зачерпнуть там воды, чтобы показать, что она действительно прозрачная.

 

 

Директор водоканала и экологи все это время держались поодаль - «чтобы не давить на работников». Но в конце экскурсии небольшое интервью им все же пришлось дать. Начали с традиционного в этом году вопроса о том, какими недавними ремонтами они могут похвастать?

 

 

 

- Модернизацию мы проводили несколько раз. Если не брать в расчет плановые замены и ремонты, то вот поменяли аэраторы в аэротенках. Стояли старые, керамические, мы заменили на новые, полимерные. Еще поменяли насосы и воздуходувки, сделали установку обеззараживания гипохлоридом натрия. Раньше обеззараживали газообразным хлором, но это сильнодействующее опасное вещество, поэтому мы от него отказались. Сделали новую, полностью автоматизированную, установку. Она управляется и дозируется немецкими контроллерами-дозаторами, - «отрапортовал» Егор Гриднев, генеральный директор МУП «Водоканал».

 

 

Неужели этого достаточно? Очистные строили в 1974 году (звучал такой факт в беседе), с тех пор население Старого Оскола сильно выросло. И что же, неужто ресурсов хватает? Объяснили - хватает. Но впритык. Чтобы капитально отремонтировать старые линии, надо строить новые. К тому же обеспокоили слова в ликбезе, что полученный после прессовки ил уменьшается более чем в десять раз, после чего его вывозят на ближайшие поля, где и складируют. Это что же получается, за 37 лет у нас уже складированы горы «унитазного» ила, высотой в несколько метров?? Да, оказывается, такая проблема есть, и с каждым годом она только увеличивается.

 

- Поймите, я не спорю: модернизация необходима! Очистные проектировали в 60-е годы, когда требования предъявлялись только по двум показателям. Прошли годы, нормы изменились и сейчас этих показателей 24! И если раньше от нас требовали, чтобы «на выходе» получалась речная вода (и мы этого добились), то сейчас хотят, чтобы мы очищали воду до уровня питьевой! Мы готовы это сделать, но в данный момент у нас нет для этого технических возможностей. Поймите, чтобы выполнить требования, необходимо провести работы, стоимость которых в несколько раз превышает нынешнюю цену очистных сооружений. Нам нужно время, - ответил Егор Гриднев.

 

- Так когда же вы сможете сделать все, что требуется? И что конкретно вы собираетесь делать? - уточнили журналисты.

 

- Проектируем дополнительные мощности по переработке и утилизации (сжиганию) осадка, а также систему доочистки с функцией обеззараживания, которая позволит очистить стоки до нормативных требований. Старооскольский Совет депутатов уже утвердил программу реконструкции, где предусмотрены требуемые средства. Программа рассчитана до 2015 года. На ее финансирование будет ежегодно выделяться по 30 миллионов рублей из областного бюджета и три миллиона - из средств предприятия. Но мы надеемся включиться в федеральную программу по энергосбережению, согласно которой будет проведена глобальная модернизация. Один только проект, который сейчас разрабатывает московская фирма «Альянс», обойдется нам в 20 миллионов рублей. Сама программа в целом - около 800 миллионов рублей, но 75% от этой суммы пойдет из федерального бюджета. Согласно предварительному плану на очистных установят завод по сжиганию твердых осадков фирмы «Siemens». Благодаря ему мы сможем получать из ила качественное удобрение, да еще и вырабатывать тепловую энергию, которая пойдет на отопление помещений. Установим блок доочистки, который поможет привести сбросы в соответствие нормам. А еще поставим на 30-метровых перепадах, где очищенные стоки идут в реку, две мини ГЭС, мощностью 800 тысяч киловатт каждая. Этого хватит, чтобы питать очистные сооружения, а также Воротниковскую и Гуменскую насосную станции и КНС-4. Учитывая, что сейчас мы ежемесячно тратим на электроэнергию до 20 миллионов рублей (между прочим - около 65% доходов предприятия), это позволит сэкономить огромные средства!

 

- А когда из труб очистных в реку пойдет чистая вода, по свойствам близкая к питьевой, вы сами не откажетесь выпить стаканчик? - съязвили журналисты.

 

- Если бы я жаждал театральных эффектов, то мог бы выпить этот стакан и сейчас, не отравился бы. Но это психологически непросто, - честно признался Егор Гриднев. - К тому же, если вам так нужны эффектные фотографии, то можете снять, как наши работники купаются в месте сброса - там вода всегда теплая. Или как местные рыбаки ловят там рыбу, а потом едят ее или несут на рынок для продажи. Ведь здесь вода больше насыщена кислородом, более чистая и более теплая, потому и рыба ее любит.

 

- Знаем мы, как она ее любит! Вот уже два раза мерла! - парируют представители СМИ.

 

- Вы знаете, что погибшую рыбу исследовали эксперты федеральных лабораторий и не нашли в ней присутствия вредных веществ. А значит, это точно не наша вина, - уверен Егор Гриднев. - Мы проводим регулярный мониторинг воды, и могу сказать, что на нашу территорию она поступает с Курской области даже хуже по показателям, чем идет дальше! У нас много нетронутых участков, где река самоочищается. Так что почему гибла рыба - я не знаю. Версий может быть множество. К примеру, могло повлиять то, что перед мором три недели была жара, количество кислорода в воде резко упало. А ведь выше по течению аксеновцы установили трубы и проводят несанкционированный забор воды, что еще сильнее влияет на уровень воды и, как следствие, чистоту реки. Она не может самоочищаться и заболачивается. А люди еще и навоз хранят на берегах. Вот ливень пошел, его смыло в реку, факторы совпали, и рыба погибла. Хотя это только версия. Может, был сильный грозовой разряд? Тоже вариант.

 

- А может, это ваши работники какие-то ночные сбросы проводят? - продолжали «наседать» журналисты.

 

- Вы своими глазами видели очистные сооружения, беседовали с работниками. Вы поймите: никакие «тайные сбросы» не-воз-мо-жны! Это вам не рубильник включить-выключить! Если остановить очистные и слить неочищенную воду в реку, то полностью восстановить весь цикл можно только через 48 часов. Все это время вода будет идти грязная, что можно будет увидеть невооруженным взглядом в месте отбора проб, не говоря уже о том, что это сразу же выявят эксперты. Это же под 100 кубометров ядовитой жижи, как ТАКОЕ можно спрятать! Рыба бы погибла не на небольших участках, а по всей реке. И происходило бы это не два раза за все время, а с гораздо большей периодичностью. Ведь еще несколько лет назад система очистки была еще хуже: работал только один фильпресс, не было системы доочистки и аэраторы стояли старые. Кстати, вы обратили внимание, что вблизи сброса рыба плавала нормально, а мор произошел только на двух участках метров на 300 ниже и выше места сброса? Как вы это объясните?

 

 

Увы, журналисты - не специалисты-экологи. Переадресовать вопросы читателей могут, но чтобы задать свои и попасть в точку - это надо иметь специализированные знания. Или IPad с интернетом. Поэтому на этих словах спор закончился. Теперь будем ждать, возьмут ли наш город в эту федеральную программу. Откровенно говоря хотелось бы - если уж на местный бюджет нет надежды, пусть федералы отремонтируют наши очистные!

 

Автор текста: Алексей Деменко.

Статья ранее была опубликована на сайте Kavicom.ru.

1 комментарий / 2207 просмотров
Комментарии
Гость Андрей пишет: # 9 марта 2012
Очень и очень интересная статья! Спасибо.
Больше всего меня интересует вопрос, который актуален для любого небольшого города или поселка: откуда брать такие суммы на модернизацию инфраструктуры? Если брать все из федерального бюджета, тогда нужны колоссальные деньги на обновление всех, хотя бы, систем очистки в России.
Добавить комментарий
Ваше имя:


Сообщение: