Календарь
Просмотр новостей по дате
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Бесплатные квартиры в СССР: как это было на самом деле

Один из самых частых аргументов при сравнении СССР и современной России - жилье, которое, якобы, выдавалось в те годы каждому нуждающемуся. Однако действительно ли все было так хорошо и гладко, и какой на самом деле была ситуация с «халявными квартирами» в те далекие годы? Спор на эту тему на Кавикоме поднимался неоднократно, но, как правило, практически ничем не аргументировался. Я думаю, что самое время исправить эту оплошность.

 

Конечно, сам я хотя и родился в СССР, но квартир в те годы не получал, поэтому не могу вам рассказать о своем опыте в этом вопросе. Но от родственников, друзей и знакомых я в разное время выслушал более полутора десятков личных историй о том, как им или их родителям давали квартиры в те годы. Из этих историй я сделал некую краткую выжимку основных совпадающих правил и ситуаций, которую и хочу вам представить. Текст сверен с некоторыми из рассказчиков и другими лицами, обладающими опытом в этом вопросе.

 

Кому и как?

Первое заблуждение состоит в том, что квартиры раздавали просто и без дополнительных условий: закончил институт, получил направление, начал работать - вот тебе квартира. На деле же в те годы (как, впрочем, и сейчас) больше всего шансов получить квартиру было у жителей стремительно развивающихся городов, куда вкладывались огромные средства. Вот и ехали люди осваивать целинные степи Казахстана, возводить гигантские заводы, строить рекордные по протяженности ветки железнодорожных путей. И ехали они не только за «туманом и за запахом тайги», не только за «длинным рублем», но и за квартирами. Мой прадед с прабабушкой в 1935 году приехали в Актюбинск достраивать среднеазиатскую железную дорогу, а в 70-х годах прошлого века десятки тысяч людей приезжали со всех концов России в Старый Оскол на освоение богатств КМА.

 

Впрочем, даже если вы приехали в перспективный и растущий город, это еще не давало 100%-ной гарантии получения квартиры. Важно было попасть на крупное предприятие, желательно всесоюзного значения. У таких в подчинении были огромные строительные подразделения, которые, кроме цехов, возводили и бетонные коробки будущих квартир. В Актюбинске одним из самых крупных был завод ферросплавов, в Осколе - ОЭМК и так далее.

 

Допустим, вы устроились на крупное предприятие в развивающемся городе, завели семью и даже одного-двух детей - все это уже существенно повысило ваши шансы на получение своего отдельного жилья. Но чтобы сделать их еще выше, требовалось время. Родители моей супруги, бывшие работники ОЭМК, восемь лет простояли в очереди на получение квартиры. А все потому, что желающих много, и обеспечить жильем всех и сразу не могли даже такие гигантские мощности, какие имелись у государства в те годы.

 

Стоп, а что же делать простым бюджетникам: врачам, учителям, другим категориям?! Неужто всю жизнь без своей квартиры маяться? Нет, был и для них вариант: по закону 10% построенного жилья каждый застройщик отдавал муниципалитету. Из этого жилого фонда и выдавались квартиры нуждающимся. Правда, и тут были свои особенности: как и сейчас в этой очереди было множество льготников - многодетные семьи, заслуженные граждане, а также и разного рода начальники. Поэтому есть примеры, когда люди стояли в очереди десятилетиями.

 

Если нет желания стоять в очереди: вступай в кооператив! Они то и дело организовывались для медиков, учителей, железнодорожников и пр. Правда, по ходу работы, в них быстро появлялись и другие пайщики - сынки начальников, «торгаши» и другие влиятельные элементы. Всех интересующихся отсылаю к фильму «Гараж».

Моя бабушка и ее сестра вступили в учительско-медицинский кооператив в середине 60-х годов прошлого века.

- Первоначальный взнос в кооператив был около 1400 рублей. Деньги по тем временам немалые: помню, что после свадьбы в 1961 году мы с мужем получали на двоих всего 121 рубль. Хорошо, мама помогла, 300 рублей дала, остальное сами собрали. Вся квартира стоила более пяти тысяч рублей, плюс 0,5% годовых. Поэтому выплачивали мы эти деньги 20 лет. По копеечке собирали, за пять лет брака только один раз съездили отдохнуть. Приходилось экономить, откладывать, работать больше, - вспоминает моя бабушка.

 

А вы до сих пор думаете, что ипотеку придумали в 90-е?

 

Какое?

Самый внимательный обязательно спросит: а как же жили те, кто еще не получил квартиру? Ага, значит, государство предоставляло временное жилье! Предоставляло, не спорю. Только жилье это сегодня я бы жильем не назвал: практически до 70-х - 80-х годов это были «времянки» - небольшие хатки, в лучшем случае из дерева или из столетних кирпичей. А в КазССР люди часто получали «землянки» - дома из саманных (глина, солома, навоз) «кирпичей». Говорить о таких коммуникациях, как центральный водопровод (о горячей воде вообще речи нет) и газ смысла нет, хорошо еще, когда было хотя бы отопление. Но чаще всего в доме стояла печь. На ней готовили, она же обогревала жильцов. И было электричество для освещения. Состояние этих домов сегодня бы оценили непригодными для проживания и аварийными, переселив жильцов в квартиры, а тогда в них свободно поселяли людей.

В больших городах было проще - имелись общежития. Хотя удобств было больше, но жили там обычно в более тесных условиях и не имели возможности вести хозяйство. Лучшие и наиболее поздние общежития сохранились до наших дней - в микрорайоне Молодогвардеец, например. В различных районах остались и двухэтажные бараки, где некоторые люди проживают уже больше 20 лет.

 

Да, я понимаю, в те годы обеспечить каждого коммуникациями и удобствами было сложно. И в подобных условиях люди жили десятилетиями. Потому и не жаловались - не с чем сравнивать. Но нередко люди все же предпочитали такому бесплатному жилью съемное. Хотя и оно было немногим лучше. Да что там съемное - купленные в кооперативах или выданные родным заводом квартиры в народе метко называли «крупнощелевыми».

- Кооператив строил наш дом пять лет. Обещали быстрее, но как всегда сперва одна проблема, потом другая... В итоге нам дали обещание, что летом 1969 дом будет закончен. Мы продали свой старый дом, но к лету строители не успели - не хватило досок для полов. Пришлось жить у родственников, - рассказывает бабушка. - Ключи мы получили 5 декабря, сразу въехали и в первую ночь чуть не замерзли - дуло во все щели. Квартира вроде бы с отделкой, но окна и подоконники тепло не держат. Приходилось каждую осень утеплять, заклеивать, шпаклевать... И все равно даже при «кипяточных» батареях зимой окна промерзали изнутри, а вода, оставленная на подоконнике, превращалась в лед.

 

На каких условиях?

«Но ведь все-таки давали жилье! Хоть как-то, хоть какое, но давали!» - воскликнет торжествующий критик. Да, все верно. Только не в собственность. Фактически люди как бы получали жилье в бессрочную аренду - в нем можно было проживать, но продать было нельзя.

Доходило до абсурда. Так, в колхозах, человек, построивший своими руками дом, не имел прав на землю под ним и в случае требования властей был обязан ее освободить. А дом - отдать колхозу. Такая практика позволяла без особых проблем переселять целые деревни в случае необходимости - допустим при прокладке путей сообщения, разработке месторождений или затопления площадей при возведении плотин и строительстве ГЭС.

У горожан ситуации порой тоже были весьма плачевны. Если ты живешь в ведомственном жилье - боишься увольнений (ведь тогда жилье придется освободить), а если «как бы в своем», то переездов - ведь продать квартиру нельзя. Это дом еще можно было ухитриться реализовать, а квартиру - нет. Вот и появлялись в федеральных изданиях объявления типа «Меняю квартиру в Москве на квартиру в Магадане».

Все права на вашу квартиру, даже если вы платили за нее 20 лет, имело государство. Оно могло выселить вас за неплатежи по коммуналке (это четко прописывалось в домовых правилах), отобрать квартиру по решению суда, выселить вас на принудительное лечение и так далее.

Государство диктовало свои правила - люди хитрили. Перед получением новой квартиры вписывали в старую всех попавшихся родственников, ведь выдавали жилье согласно нормативам (одна из озвученных цифр - девять квадратов на человека, а отдельная комната - если одинокий родитель и ребенок разнополые). Чтобы получить жилье большей планировки люди вступали в фиктивные браки, оформляли фиктивные разводы, давали взятки и изыскивали другие способы.

Странные ограничения были и в случае смерти жильцов-«владельцев» - квартира переходила не по наследству, а по прописке. Моя тетя буквально с боем в свои 19 лет была вынуждена защищать права на квартиру, оставшуюся после смерти ее тети - управление железной дороги, выдавшее в свое время жилплощадь, пыталось ее отобрать, мотивируя тем, что все прописанные уже умерли. Только через суд в 1986 году девушке удалось отстоять свое право на жилье, когда соседи доказали судье, что она там проживала и помогала престарелым родственникам до самого их конца.

 

З.Ы.: Конечно, каждая история - история одного человека. И я не исключаю, что вы или ваши родители действительно получили отличную квартиру быстро, просто и совсем не так, как я описал. Поэтому, если у вас было иначе - пишите. Сравним ;-)

 

Автор - Алексей Деменко.

Статья ранее была опубликована на сайте Кавиком.ру.

2 комментария / 5940 просмотров
Комментарии
Дема пишет: # 15 февраля 2012
Первое жилье, в котором жила моя бабушка, было единственным, которое досталось от государства. Это были полдома, которые в середине 30-х годов местные власти выделили ее отцу, устроившемуся работать на железную дорогу. Их часть дома состояла из небольших сеней, сараюшки, где они держали кур, и, собственно, одной жилой комнаты. Жили вчетвером: моя бабушка с сестрой и их родители. Это была им и спальня, и кухня, и столовая, и гостиная. Всей мебели - две кровати и стол. Полы в комнате были земляные, для чистоты и «блеску» их мазали глиной с кизяком. Не было ни двора, ни огорода, за водой ходили на колонку. «Приватизировать» это жилье было нельзя, и если бы родители умерли, то детей попросили бы освободить комнату.
Только когда бабушка уже пошла в первый класс, в 1944 году, родители накопили некоторую сумму и купили домик из самана (кизяк, солома, песок, глина) с деревянными полами. Новое жилье было намного больше предыдущего: коридор, кладовка, комната (кухня, столовая и спальня в одном лице), зал и детская. С другой стороны дома было еще две комнаты, туда пустили квартирантов. Подрабатывали тогда, где могли. Пенсии отца по инвалидности на семью не хватало, мама выращивала на огороде зелень и продавала ее на рынке. На то и жили. Огород поливали из бочки, куда сливали воду из колодца.
За 11 лет домик он начал разрушаться, из него начали вываливаться саманые блоки. К счастью, его удалось поменять на жилье в другом месте: один из двух домов на одном земельном участке. Две комнаты, спальня и летник с печкой. Там же был погреб, где стояли бочонки с квашеной капустой, помидорами и огурцами. Во дворе был сарай, там держали корову. За сеном для нее ездили на ишачке, на нем же прадед подрабатывал, подвозя грузы на местном базарчике. До ближайшей колонки было два квартала, а когда та замерзала - приходилось идти еще дальше.
В том доме бабушка жила пока у нее самой появились дети. Дом, к тому времени, уже требовал серьезного ремонта, развивался грибок. С отоплением было трудно, топили углем, нужно было покупать по три-четыре тонны на каждую зиму. Да и тесновато стало, семья росла.
Так, в 60-е годы, бабушка с сестрой вступили в кооператив. Сначала он был чисто медицинско-учительским, но потом в число пайщиков затесались и торгаши. Не каждому учителю в те годы кооперативы были по плечу.
- Первоначальный взнос в кооператив был около 1400 рублей. Деньги по тем временам немалые: помню, что после свадьбы в 1961 году мы с мужем получали на двоих всего 121 рубль в месяц. Хорошо, мама помогла, 300 рублей дала, остальное сами собрали. Вся квартира стоила более пяти тысяч рублей, плюс 0,5% годовых - кредит. Поэтому выплачивали мы эти деньги 20 лет - как и моя сестра с мужем. По копеечке собирали, за пять лет брака только один раз съездили отдохнуть. Приходилось экономить, откладывать, работать больше, - вспоминает моя бабушка. - Кооператив строил наш дом пять лет. Обещали быстрее, но как всегда сперва одна проблема, потом другая... В итоге нам дали обещание, что летом 1969 дом будет сдан. Мы продали свой старый дом, но к лету строители не успели, не хватило досок для полов. Пришлось жить у родственников. Ключи от квартиры мы получили 5 декабря, сразу въехали и в первую ночь чуть не замерзли - дуло во все щели. Квартира вроде бы с отделкой, но окна и подоконники тепло не держат. Приходилось каждую осень утеплять, заклеивать, шпаклевать... И все равно, даже при «кипяточных» батареях, зимой окна промерзали изнутри, а вода, оставленная на подоконнике, превращалась в лед. В квартире не было горячей воды. Сперва грели ее в титане, потом пользовались газовыми колонками. Горячее водоснабжение в дом провели только в 2007 году.

Вот такая история...
Гость Никита пишет: # 31 май 2017
Моей бабушке дали квартиру в 1974 году. Ей довали два варианта на выбор, ей предлржили либо квартиру в девятиэтажке, в районе Перово, или-же квартиру тоже в девятиэтажке, а в районе если не ошибаюсь Южнопортовом, и стало ришено брать квартиру в Перово так как она жила не одна, семья у нее была из 5-ти человек, разумеется и полащадь квартиры им нужна подходящяя, а Южнопортовом была предложена не большая трешка, нет конечно и вперово трешка, но что первое бросилось в глаза так это кухня 6кв м, а в перово 9, и к тмуже где находилась квартира в Перово иам кокрас не долеко строилось метро. А до этого она жила в коммуналке...)))
Добавить комментарий
Ваше имя:


Сообщение: