Календарь
Просмотр новостей по дате
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728 
Социалистический блокбастер
17 февраля 2014, Культура

Мода на фильмы-антиутопии с социальным подтекстом все больше завоевывает кинематограф. «Эквилибриум», «Обитаемый остров», «Время», «Темный рыцарь: возрождение легенды», «13-й район» — все они повествуют о мрачных вариантах будущего, в котором государство достигло высшей степени тоталитаризма, и разрыв между «обычными гражданами» и «элитой» неизбежно приводит к социальному бунту. Теперь в этом списке появился еще один фильм — «Элизиум: Рай не на Земле».


Картина выстроена в классическом жанре киберпанка — с демонстрацией технократического мира, где власть корпораций и всепроникающие информационные технологии сочетаются с перенаселенностью, социальным расслоением, нищетой, преступностью. В этой среде родился и рос главный герой фильма — Макс. Его образ «борца с системой» типичен: детство провел в приюте, подростком стал воровать, затем попал в банду угонщиков и много лет провёл за решеткой. В итоге, имея очередной условный срок, решает «завязать» и даже устраивается на работу, но из-за нарушения техники безопасности на производстве получает смертельную дозу облучения и вынужден встать на тропу войны, чтобы отомстить и вернуть людям право на нормальную жизнь и здоровье.

Фильм переполнен штампами и отсылками к более ранним произведениям в этом жанре — от «Джонни-мнемоника» образца 1995 года до более позднего «Район N9» (кстати, снятого тем же режиссером). Да и характеры персонажей, детали сюжета, спецэффекты и обстоятельства словно надерганы из десятков более ранних картин.

Волевая челюсть и грозно сдвинутые брови главного героя только подчеркивают карикатурность его образа. Получив смертельную дозу облучения и ножевое ранение в живот он, тем не менее, ухитряется вести бой на равных с превосходящими по силе и числу противниками, неизменно побеждая их после эффектных сцен кулачных боев, перестрелок и сражения на катанах (по сюжету, кстати, в фильме идет 2154 год). При этом попутно выживая после разрывов гранат, сражений с боевыми дроидами и крушения звездолета. Не человек, а некая помесь Терминатора с Джоном Макклейном (персонаж из фильма «Крепкий орешек»)!

Конечно, в своей борьбе главный герой руководствуется, в общем-то, благими целями: обеспечить всем людям равный доступ к возможностям медицины и техники, добившись равенства прав на жизнь и здоровье. Но сценаристы, писавшие канву повествования, не оставили ему возможность достичь этого созидательным путем. Поэтому приходится решать проблему лишь силовыми методами — через кровь и смерть. Только разрушая и убивая герой может добиться сиюминутного общего блага. Причем, стоит отметить, весьма сомнительного, т. к. фильм завершается на победной ноте, не показав зрителю дальнейшего развития сюжета.

К сожалению, создатели фильма не удосужились показать никаких других вариантов достижения «светлого будущего», кроме классической формулы «отнять и поделить». Все обладатели каких-то материальных ценностей и рычагов власти показаны в фильме или отъявленными негодяями или же холодными «биороботами», лишенными всего человеческого. А хваленая западная толерантность заключается только в том, что интересы мигрантов и маргиналов ставятся заведомо выше всего остального. Конечно, подобный подход, оправдывающий любые поступки главного героя, близок публике, особенно тем, кто не смог добиться в этой жизни значимых (по его мнению) ролей и винит в этом более удачливых. Но, увы, вряд ли такой «агитпроп» может привести к чему-то другому, кроме как к росту гражданских волнений. И вряд ли случайно то, что подобные фильмы американцы так часто «экспортируют» в страны «третьего мира». Политика остается политикой, а гранты и премии по-прежнему являются очень хорошим стимулом для корректировки сценариев…

 

Автор - Алексей Дёменко

Текст ранее был опубликован на сайтах Кавиком.ру и КиноПоиск

0 комментариев / 402 просмотра
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Ваше имя:


Сообщение: